Психология человека (личности)

Психология человекаПсихологическая структура «мира личности». Психология человека. Ее учет в психодиагностическом исследовании.

Психологи иногда определяют психологию как науку о внутреннем мире личности. Но какова ее структура… Психологи иногда определяют психологию как науку о внутреннем мире личности. Но какова структура мира личности…

Мир человека, личности с психологической точки зрения представляет собой «пространство» четырех базовых психологических детерминант (мотивы, образы, занятие и общения) и разыгрывающихся на их основе психологических явлений и событий.

Детерминанты психики, о которых здесь говорится, – это главные причинные факторы, определяющую психику человека, которая конкретно изучается в психологии.

При этом мотив – это побудитель деятельности; образ представляет собой модель объекта, окружающего мира или фрагментов; общение представляет собой отношение субъекта к субъекту (S – S), которое играет главную роль во внутреннем обогащении личности и развитии; наконец, деятельность – это внешняя или внутренний тонус, преобразующая мир в интересах человека.

Такова структура мира человека, личности в психологическом аспекте.

Однако мир человека, мир субъекта жизни это в смысле и внешний, жизненный мир – мир существования личности, предполагающий деятельное со-существование с другими. С этих позиций говорим о включении личности в социокультурные миры любого уровня и масштаба.

Это — миры клановых группировок, групп-корпораций (по А.В. Петровскому), региональные, этнические и, наконец, цивилизационные культурные миры. Человек принимает принятые в этих культурных мирах мотивы, нормы поведения, образные представлений об окружающем мире, общения.

 

Что отражается и на характере психологических детерминантов внутреннего мира – на мотивах, образах мира и т.д. Поэтому для изучения индивидуального мира личности озаботьтесь описанием внешних, социальных и культурных миров, в которые включается личность.

Нельзя понимать психологический мир личности как находящийся «под кожей» человека.

Нужно выходит в социальное пространство событий жизни личности. А «под кожей» человека, на деле только телесно-биологический индивид и мир этого индивида, предполагающий строение мозга, работу рефлексов и т.д.

В психодиагностике внутренний мир человека интересует людей в аспекте устойчивых индивидуальных психических свойств. Однако эти главные свойства, те же мотивы, образы мира, общение и деятельности реализуются на разных уровнях – на уровне индивида, субъекта и личности.

  1. Человек как телесно-биологический индивид это — человек со стороны особенностей организма, как целостность физиологических систем – кровообращение, дыхание, пищеварение, нервная система и т.д. Нервная система — мозг играет главную роль в регуляции функций и работы организма. Знание работы мозга объясняет формы активности человека как индивида.
  2. Человек как субъект – это человек как носитель форм деятельности (внешней или внутренней), как деятельное существо (преобразующее окружающие предметы с помощью других предметов, орудий труда, созданных цивилизацией).
  3. Человек как личность. Личность – это форма активно-деятельного существования, устремленная к формам социального бытия, способная решать проблемы и задачи.
    Из нижеследующей таблицы видно, что характер базовых психологических детерминант (психических свойств) по-разному выступает на уровне мира индивида, мира субъекта и мира личности.

Таблица 1. Особенности базовых детерминант мира человека на разных уровнях проявления человека как субъекта жизни (1, 2 и 3 уровни).

Уровни активности субъекта жизни Характеристики
на детерминант
каждом мира
уровне личности
Личность Мотивы 3 Образы 3 Общение 3 Действие 3
Субъект Мотивы 2 Образы 2 Общение 2 Действие 2
Индивид Мотивы 1 Образы 1 Общение 1 Действие 1

 

Эти особенности учитывает психодиагностика, которая изучает, к примеру, не «мотивы вообще», а мотивы либо уровня индивида, уровня субъекта или уровня личности, то же самое относится к образам окружающего мира, формам деятельности и т.д.

Проблема индивидуальности — структура и учет в психодиагностике.

В структуру психической реальности входит также индивидуальность. Индивидуальность характеризует совокупность устойчивых психологических особенностей данного человека, отличающих его от других людей.

Она имеет три основные черты:

  1. наличие неповторимых, отличительных особенностей человека,
  2. уникальная гармония сторон и уровней психической активности как бы «внутри психики» конкретного человека.
  3. возможность творческой самореализации во внешнем мире, в мире культуры, благодаря чему индивидуальность не остается все время замкнутой в себе.

На уровне индивида, субъекта и личности проявляются различные индивидуальные психические качества человека, что видно из таблицы 2.

Таблица 2. Иерархическая структура уровней индивидуальности

Уровни индивидуальности Устойчивые психологические составляющие индивидуальности на каждом из уровней.
Личность Мотивы-ценности и соответствующие им ценностные смыслы;
Черты характера
Субъект Способности
Индивид Задатки;

Свойства темперамента и лежащие в их основе анатомо-физиологические предпосылки.

Однако возможна и дисгармония, то есть редукция свойств человека и их психологических детерминант, разворачивающихся на уровне личности, к более низкому уровню субъекта и индивида.

Человек часто выступает не как подлинная личность, а как безличный, незаинтересованный субъект социальной деятельности, которого не интересует социальное значение его деятельности.

Как безличный субъект, исполнительна деятельности он рассчитывает лишь на получение минимума материальных дивидендов и благ, позволяющих ему удовлетворить материальные и физиологические потребности.

Иначе говоря, тут логика биологического существования индивида подчиняет логику поведения субъекта предметной деятельности и логику жизни личности. Это — отчуждение личности, то есть низведение ее до уровня субъекта-исполнителя, преследующего задачи удовлетворения потребностей индивидного, биологического уровня.

Вопрос: На каких уровнях развития индивидуальности и личности имеет смысл исследовать ценности личности… Стремление к смыслу жизни… Характер… Способности… Физиологические потребности…

Добавить комментарий